Виньяса йога
В настоящее время аштанга-виньяса йога является одним из мощнейших и эффективнейших из всех существующих систем хатха-йоги. Хранит традиции этого направления сегодня глава школы йоги в Майсоре (Южная Индия) Шри Паттабхи Джойс (Sri K.Pattabhi Jois). Если изучить требования, которые предъявляются к физическим возможностям практикующих, становится понятно, что это направление довольно суровое. И мы говорим не о гибкости, здесь речь идет о степени функциональной нагрузки, т.е. имеются в виду требования к общим ресурсам организма. Несмотря на это, Паттабхи Джойс не хочет адаптировать систему, приспосабливая ее к ограниченным возможностям учеников, поскольку это, как он считает, приведет к искажению метода.
На языке санскрита слово «виньяса» означает «восемь основ» либо «восемь ветвей». В практическом применении это оказывается взаимодействием движения и дыхания, иными словами «дыхательно-двигательная система упражнений».
Данная практика относится к числу динамических и включает в себя последовательность асан, которые связаны друг с другом комплексами движений, т.н. виньясами, и выполняются в сочетании с определенным способом дыхания (пранаямой), концентрацией внимания на каких-то конкретных точках (дришти) и «энергетическими замками» (бандахами). Пока длится практика, сознание должно пребывать в медитативном состоянии (дхьяна). Когда эти комплексы движений синхронизируются, в теле появляется внутренний жар, результатом которого становится повышенное потоотделение. Так осуществляется процесс очищения и омоложения мышц и внутренних органов, происходит вывод токсинов из организма. В итоге практикующий ощущает силу и легкость в теле. Виньяса помогает дыханию выравниваться, а крови – бесперебойно двигаться по всему телу. Тело набирает силу, дыхание становится ритмичным, а ум – спокойным.
Такой подход, по традиции, носит название «Йога-Мала». Йога-Мала представляет собой Венок Йоги, в котором асаны "нанизаны на нить дыхания". Если выполнять асаны как комплексы, связанные в непрерывные последовательности, это будет действенным способом накопить в теле энергию, что приведет к психоэнергетической трансформации и расширению диапазона восприятия. Количество дыханий в асане: минимум – 5-8, если использовать их как терапию – 50-80.
Каждый комплекс Аштанга-виньяса йоги включает в себя две обязательные ключевые виньясы и асаны, бросающие настоящий вызов практикующему и его Силе Духа. Если каждый день вас ставят в ситуацию, когда нужно преодолевать собственную слабость и реагировать на вызов, ваша Сила Духа быстро укрепится, вы станете больше верить в собственные силы, а ваше сознание и тело заметно преобразятся.
Аштанга-виньяса йога включает в себя шесть базовых уровней, располагающихся в иерархической последовательности от низшей степени сложности к высшей (не исключено также наличие седьмого уровня, однако информация о нем засекречена). Приступать к практике последовательностей первого уровня можно сразу, даже если у вас нет медитативного опыта. В этом плане хатха-йога достаточно доступна: предполагается, что лучшим учителем является практика, и именно она в силах изменить человека. Если человек много занимается на практике, он в любом случае изменится, и это не будет зависеть от того, какая мотивация им двигала в начале курса. И все же лучше начинать практиковать Аштанга-виньяса йогу, когда вы уже обладаете гибкостью и изрядной физической подготовкой.
Несмотря на то, что сторонников данного метода достаточно, у него есть и противники, считающие, что во время йоги незачем выполнять виньясы, поскольку йога сама по себе является спокойной и статичной и она не должна содержать в себе динамические движения и прыжки.
Значительная часть существующих сегодня школ йоги варьируют традиционную методику и делают практику проще, чтобы подогнать ее под довольно скромные способности занимающихся. За счет этого появляются выхолощенные и профанированные «кукольные» стили йоги. Подобные занятия не более чем дань моде, престижу или желание попробовать что-то экзотическое. Как правило, эти стили и приобретают массовость и популярность, поскольку основная направленность их – легкость и доступность, а их основатели видят в этом лишь экономическую выгоду. Шри К. Паттабхи Джойс, хранящий традиции этого направления йоги, бескомпромиссен в своем убеждении, что йога не должна «идти на поводу» у несовершенных и слабых практикующих, подстраиваться под них, напротив, практикующему необходимо «дорасти» до идеалов сложившейся Традиции. Если ориентироваться на слабость и несовершенство человечества, изуродованного комфортом цивилизации, в конечном счете можно утратить сами традиции йоги. Допустить этого ни в коем случае нельзя, потому что настоящая практика йоги в нынешних условиях дает нам возможность победить стремительно развивающуюся духовную и физическую деградацию человечества.
Если у вас есть опыт занятий Виньяса йогой, оставьте, пожалуйста, свой отзыв в комментариях.
На языке санскрита слово «виньяса» означает «восемь основ» либо «восемь ветвей». В практическом применении это оказывается взаимодействием движения и дыхания, иными словами «дыхательно-двигательная система упражнений».
Данная практика относится к числу динамических и включает в себя последовательность асан, которые связаны друг с другом комплексами движений, т.н. виньясами, и выполняются в сочетании с определенным способом дыхания (пранаямой), концентрацией внимания на каких-то конкретных точках (дришти) и «энергетическими замками» (бандахами). Пока длится практика, сознание должно пребывать в медитативном состоянии (дхьяна). Когда эти комплексы движений синхронизируются, в теле появляется внутренний жар, результатом которого становится повышенное потоотделение. Так осуществляется процесс очищения и омоложения мышц и внутренних органов, происходит вывод токсинов из организма. В итоге практикующий ощущает силу и легкость в теле. Виньяса помогает дыханию выравниваться, а крови – бесперебойно двигаться по всему телу. Тело набирает силу, дыхание становится ритмичным, а ум – спокойным.
Такой подход, по традиции, носит название «Йога-Мала». Йога-Мала представляет собой Венок Йоги, в котором асаны "нанизаны на нить дыхания". Если выполнять асаны как комплексы, связанные в непрерывные последовательности, это будет действенным способом накопить в теле энергию, что приведет к психоэнергетической трансформации и расширению диапазона восприятия. Количество дыханий в асане: минимум – 5-8, если использовать их как терапию – 50-80.
Каждый комплекс Аштанга-виньяса йоги включает в себя две обязательные ключевые виньясы и асаны, бросающие настоящий вызов практикующему и его Силе Духа. Если каждый день вас ставят в ситуацию, когда нужно преодолевать собственную слабость и реагировать на вызов, ваша Сила Духа быстро укрепится, вы станете больше верить в собственные силы, а ваше сознание и тело заметно преобразятся.
Аштанга-виньяса йога включает в себя шесть базовых уровней, располагающихся в иерархической последовательности от низшей степени сложности к высшей (не исключено также наличие седьмого уровня, однако информация о нем засекречена). Приступать к практике последовательностей первого уровня можно сразу, даже если у вас нет медитативного опыта. В этом плане хатха-йога достаточно доступна: предполагается, что лучшим учителем является практика, и именно она в силах изменить человека. Если человек много занимается на практике, он в любом случае изменится, и это не будет зависеть от того, какая мотивация им двигала в начале курса. И все же лучше начинать практиковать Аштанга-виньяса йогу, когда вы уже обладаете гибкостью и изрядной физической подготовкой.
Несмотря на то, что сторонников данного метода достаточно, у него есть и противники, считающие, что во время йоги незачем выполнять виньясы, поскольку йога сама по себе является спокойной и статичной и она не должна содержать в себе динамические движения и прыжки.
Значительная часть существующих сегодня школ йоги варьируют традиционную методику и делают практику проще, чтобы подогнать ее под довольно скромные способности занимающихся. За счет этого появляются выхолощенные и профанированные «кукольные» стили йоги. Подобные занятия не более чем дань моде, престижу или желание попробовать что-то экзотическое. Как правило, эти стили и приобретают массовость и популярность, поскольку основная направленность их – легкость и доступность, а их основатели видят в этом лишь экономическую выгоду. Шри К. Паттабхи Джойс, хранящий традиции этого направления йоги, бескомпромиссен в своем убеждении, что йога не должна «идти на поводу» у несовершенных и слабых практикующих, подстраиваться под них, напротив, практикующему необходимо «дорасти» до идеалов сложившейся Традиции. Если ориентироваться на слабость и несовершенство человечества, изуродованного комфортом цивилизации, в конечном счете можно утратить сами традиции йоги. Допустить этого ни в коем случае нельзя, потому что настоящая практика йоги в нынешних условиях дает нам возможность победить стремительно развивающуюся духовную и физическую деградацию человечества.
Если у вас есть опыт занятий Виньяса йогой, оставьте, пожалуйста, свой отзыв в комментариях.
Ваша оценка: |